lotype of industrial kyrgyzstan marginbottom10

ЖИА: молодые новаторы

Ассоциация молодых предпринимателей ЖИА (Жаш ишкерлер ассоциациясы) за 11 лет работы объединила более 700 объектов малого и среднего бизнеса со всех регионов Кыргызстана.
Главная миссия организации – помочь начинающим предпринимателям освоиться в бизнес-среде. Являясь крупной площадкой для расширения деловых связей, ассоциация помогает объектам МСБ найти потенциальных клиентов, поставщиков и потребителей из числа отечественных и зарубежных компаний, а также привлечь инвесторов в различные сферы экономики. Об истории становления Ассоциации и приоритетных направлениях работы мы побеседовали с заместителем директора ЖИА Айдаром Кубанычбековым.


– Айдар, расскажите, пожалуйста, когда в Кыргызстане начала свою деятельность бизнес-ассоциация ЖИА?

– «Жаш ишкерлер ассоциациясы» начала свою работу 26 декабря 2006 года – именно эту дату можно назвать точкой отсчета. Инициаторами открытия выступила группа молодых предпринимателей из 17 человек, которые решили сделать ставку именно на возраст ее участников. Отличительными чертами первых членов объединения были динамика сотрудничества, повышенная социальная ответственность и стремление внедрить инновации в развитии различных бизнес-направлений. Постепенно число
бизнесменов начало увеличиваться – ассоциация пополнялась все новыми представителями малого и среднего бизнеса, которых можно было смело назвать единомышленниками.
И тогда, и сегодня мы прекрасно осознаем, что бизнес-сообщество и дальше будет развиваться и идти вперед, и основным игрокам волей-неволей придется работать друг с другом, налаживать контакты и строить деловые партнерские отношения. Эта идея и легла в основу работы ассоциации. Со временем назрела необходимость проведения ребрендинга нашего объединения. В 2015 году решено было слегка изменить название ассоциации, поскольку прежнее у общественности стереотипно ассоциировалось с молодежью, неопытностью в ведении бизнеса. В итоге остановились именно на аббревиатуре ЖИА, которая за 9 лет активной деятельность стала узнаваемой.

Сколько членов ассоциации насчитывается на сегодняшний день?

– На данный момент мы объединяем по всему Кыргызстану более 700 предпринимателей. Со многими мы сотрудничаем практическим с самого момента основания ассоциации. Мы можем гордиться наличием практически во всех регионах представительств ЖИА. Отрадно, что бизнес осознает необходимость сотрудничества с нами и инициирует открытие филиалов по областям республики. Этот факт позволяет ассоциации существовать на членские взносы, соответственно, мы смело можем говорить о том, что никакая из международных организаций не финансирует нашу деятельность.  В этом плане мы абсолютно независимы. Когда ты работаешь над развитием бизнеса и продвижением инициатив предпринимателей, предоставляешь новые возможности, привлекаешь инвестиции, бизнесмены с благодарностью реагируют на это, и добро возвращается. Примером подобных дружеских взаимоотношений между ассоциацией и бизнесменами можно назвать строительство нашего нового офиса, который был возведен по инициативе членов ЖИА на безвозмездной основе. Постепенно бизнес становится социально-ответственным и готовым отвечать добром на добро.

– Интересно, а каких компаний в ассоциации больше?

– Процентов на 60-65 ЖИА состоит из компаний, работающих в сфере торговли. С 2011 года активно росло число строительных организаций, однако сейчас идет снижения подобного рода компаний. Остальную часть составляют объекты МСБ, работающие в сфере туризма, текстильной промышленности, производства и реализации стройматериалов. Активно начал подключаться агросектор и предприятия сферы обслуживания.

– Каким образом Вы помогаете расширить бизнес? Получая статус членов ЖИА, бизнесмены наверняка получают определенные преимущества.

– Предприниматели по своей инициативе обращаются к нам с просьбой о вступлении в ассоциацию. Пройдя стандартные процедуры (заполнение документации, регистрации компании и получение согласия со стороны членов правления) соискатели становятся полноправными членами ЖИА, которые могут рассчитывать на определенные преимущества.

Мы не учим предпринимателей вести бизнес, мы помогаем координировать свои действия, информируем, какие семинары, выставки и другие b2b-мероприятия проходят в Кыргызстане, предоставляем информационную поддержку, осуществляем digital-рассылку по тематикам, важным для предпринимателей. В общем делаем все то, что может заинтересовать бизнесменов и помочь им. Мы практикуем рассылку коммерческих предложений компаний среди членов ЖИА, функционирует и WhatsApp-канал, участниками которого являются руководители сотен компаний по всей республике. Чтобы оптимизировать сотрудничество с членами ЖИА, мы разделили компании по отраслям на профильные комитеты – текстиль, стройматериалы, туризм и т.д. В каждом комитете есть своя группа, где обсуждаются отраслевые вопросы, информируют друг друга о мероприятиях, законопроектах, делятся своими предложениями и продвигают их от лица ассоциации.

Мы по максимуму стараемся охватить всех участников и наладить сотрудничество в формате в формате B2B, находим партнеров по бизнесу – как локальных, так и иностранных. Для этого существуют спецпроекты, например, «Мы — партнеры», в рамках которого мы посещаем предприятия, организуя экскурсии на тот или иной объект. В таких мероприятиях принимают участие в среднем от 20 до 70 человек. Людям интересно контактировать на таких площадках, особенно если диалог в итоге принесет максимум пользы. Строительные фирмы, компании-производители, продажисты – все те, кто посещает подобные встречи, гораздо проще находят партнеров по бизнесу, расширяя круг потенциальных клиентов в рабочей обстановке.

Кроме всего прочего, в ЖИА распространены корпоративные скидки – благодаря специальной дисконтной карте члены ассоциации получают существенные бонусы при покупке товаров и услуг у компании-партнера.

Еще одно наше направление, которым занимается ЖИА – проведение тренингов и семинаров, форумов с участием предпринимателей из других стран. Через форумы мы стараемся повышать инвестиционную привлекательность страны и привлекать иностранный капитал в КР. С 2006 года и по сей день ассоциацией было привлечено в Кыргызстан порядка 70 млн долларов США в виде инвестиций. Сумма, возможно, не такая большая, как хотелось бы, но и ее мы считаем неплохим показателем нашей работы. Бишкекский инвестиционный форум (БИФ) впервые был проведен нами в 2015 году, совпавшем с началом мирового кризиса. Перед нами стояла задача разбудить местных инвесторов. Мы объявили о наборе заявок среди действующих бизнес-проектов, желающих нарастить масштабы производства. В итоге получили порядка 160 запросов от местных компаний. К 2016 году, когда ассоциация ЖИА провела второй БИФ, число заявок увеличилось до 250. Причем, к участию мы допустили и стартап-проекты. Интерес к инвестиционному форуму проявили инвесторы из Индии, бизнесмены из Казахстана, Узбекистана и других стран, что лишний раз доказало: БИФ приносит реальную пользу. Сегодня у нас в планах – провести аналогичный форум в Оше. Кроме того, на осень 2017 года мы запланировали проведение третьего подобного форума в столице. Однако есть одна проблема: в Бишкеке крайне проблематично найти масштабную площадку, способную вместить большое количество людей. Если в 2016 году БИФ собрал более 700 предпринимателей, то в текущем году этот показатель наверняка увеличится.

Говоря о сотрудничестве с иностранными компаниями, стоит упомянуть еще об одном направлении деятельности ЖИА. С некоторых пор мы организовываем бизнес-туры в различные страны, например, в США, Турцию, Японию, государства Европы, Китай, а также Таджикистан и Казахстан. За нашими плечами – восемь поездок в Соединенные Штаты, в рамках которых бизнесмены посетили такие компании, как Microsoft и Google. Отдельным пунктом в программах поездок находятся университеты.

Интересно, что не только иностранные инвесторы в итоге выражают интерес в инвестировании, но и бизнесмены из Кыргызстана. Среди отечественных предпринимателей есть те, кто открыл представительства своих компаний, занимающихся строительством и образовательными услугами, в Штатах.

– На протяжении всей беседы мы ведем речь преимущественно о работе с частными структурами. А с госорганами ЖИА сотрудничает?

– Я убежден, что бизнес должен работать в тесной связке с государством. В этом плане мы активно контактируем с министерством экономики, которое непосредственно курирует бизнес. В рамках встреч, семинаров, деловых завтраков мы делимся с чиновниками своими предложениям и комментариями по законодательным инициативам и текущей ситуации по отраслям. Для нас важно, чтобы госаппарат был в курсе проблем бизнесменов. Когда чиновник прислушивается к предпринимателям, он по-другому подходит к решению этих вопросов. И мы, в свою очередь, стараемся не просто говорить о проблемах, но и предлагаем пути их решения.

— В последнее время крупные компании все чаще стараются уделить внимание уязвимым слоям общества. Продвигает ли ассоциация ЖИА принципы социальной ответственности среди отечественных предпринимателей?

– Безусловно. Члены нашей ассоциации строят детские сады, финансируют строительство четырех школ в регионах. Кроме того, ЖИА активно работает со студентами: компании-члены ассоциации предоставляют наиболее активным представителям молодежи специальные стипендии, берут студентов на стажировки. Успешно прошедшим ее впоследствии предлагают войти в штат компании.

– Вы – человек опытный и не понаслышке знающий о проблемах, с которыми сталкивается МСБ. Что бы Вы посоветовали молодым предпринимателям, делающим первые шаги на этом поприще?

– Посоветовал бы ничего не бояться и уметь делать деньги из ничего, быть по-настоящему предприимчивыми и оправдывать амплуа, выбранное осознанно. Начинающим предпринимателям я посоветовал бы научиться рисковать. Однако подкреплять свои шаги продуманным и проанализированным бизнес-планом. Ведь грамотно составленный финансовый проект – это уже половина успеха. К сожалению, в бизнес-среде пока далеко не все осознают это. А без четкого понимания объемов вложений, затрат, сроков реализации и т. д. добиться успеха будет гораздо сложнее.

ПОДЕЛИТЬСЯ
!!!