lotype of industrial kyrgyzstan marginbottom10

Узбекистан: рекордсмен по инвестициям

В Республике Узбекистан за счет привлечения иностранного капитала в 2017 году планируется освоить более 4,5 млрд. долларов США. Это является рекордным объемом зарубежных инвестиций за год.

Инвестиционные планы на текущий год интересны и тем, что открывают ориентиры общей политики Узбекистана в реализации структурной трансформации экономики. В стратегии действий по развитию страны на 2017-2021 годы намечено увеличение до 2030 года объема ВВП более чем в два раза. Для этого планируется реализовать 657 инвестиционных проектов общей стоимостью около 40 млрд. долларов США, создать новые свободные экономические зоны, продолжать крупную программу импортозамещения и развивать крупные инфраструктурные проекты.

Одна из основных целей программы – диверсификация структуры промышленного производства, которая предусматривает доведение доли промышленности в экономике до 40% против 32,9% в 2016 году.

В 2017 году из намеченных 4,5 млрд. долларов США зарубежных вложений за счет иностранных кредитов под гарантию правительства планируется освоить 1,854 млрд. долларов по 79 проектам, за счет прямых иностранных инвестиций – 2,65 млрд. долларов по 120 проектам. Упор на прямые инвестиции, привлекаемые без государственных гарантий, связан с политикой руководства страны удерживать неплохие показатели внешнего долга – 16% от объемов ВВП в 2015 году.

На заседании правительства в начале февраля Президент Шавкат Мирзиёев поставил задачу обеспечить экспорт узбекских товаров в 2017 году в объеме 10,8 млрд. долларов. В первую очередь, это должно произойти за счет реализации контрактов на поставку сырьевых товаров и продукции передела 1-2 уровня на сумму 7,7 млрд. долларов.

Правительство поддерживают и международные финансовые институты. Всемирный банк в январе текущего года сохранил прогноз роста ВВП Узбекистана в 2017-2018 годах, оставив его на высоком уровне – 7,4%. В качестве главного аргумента ВБ указывает на крупную государственную программу капитальных инвестиций в экономику Узбекистана.

В 2017 году в рамках программы модернизации планируется завершить проекты стоимостью 2,5 млрд. долларов. Ключевыми здесь следует назвать автоматизированную систему учета электроэнергии в Бухарской, Джизакской и Самаркандской областях, завод по производству автомобильных шин в свободной экономической зоне «Ангрен», организацию ферросплавов на «Узметкомбинате».

Также показательно появление в инвестиционных планах Узбекистана таких проектов, как строительство завода по производству синтетического топлива (процесс GTL) стоимостью 3,7 млрд. долларов в Кашкадарьинской области, расширение Шуртанского газохимического комплекса за счет вовлечения в переработку синтетической нафты, производимой GTL-заводом. В перспективе – освоение производства широкой линейки углеводородной продукции высокого передела — олефинов, полистирола и изделий из каучука.

В свете принимаемых в последние годы мер по улучшению деловой среды и инвестиционного климата приоритетным является создание и развитие свободных экономических зон в Республике Узбекистан.

По инициативе руководства страны, в период 2009-2013 годов были полноценно организованы первые три свободные и специальные индустриальные зоны – СИЭЗ «Навои» в Навоийской области, СИЗ «Ангрен» в Ташкентской области и СИЗ «Джизак» на территории Джизакской области с её филиалом в Сырдарьинской области.

Исходя из набранного опыта, а также учитывая роль индустриальных зон в социально-экономическом развитии регионов, 12 января 2017 года принят Указ Президента Республики Узбекистан о создании на принципиально новой основе четырех новых свободных экономических зон, в том числе СЭЗ «Ургут» в Самаркандской области, СЭЗ «Гиждуван» в Бухарской области, СЭЗ «Коканд» в Ферганской области и СЭЗ «Хазарасп» в Хорезмской области.

Вновь созданные свободные экономические зоны нацелены на привлечение иностранных и отечественных инвестиций для создания современных производств по глубокой переработке минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной на внешних рынках, а также комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала регионов, а также организации на этой основе новых рабочих мест и повышения доходов населения.

На территориях свободных экономических зон предусматривается размещение новых современных производств в сфере глубокой переработки, хранения и упаковки плодоовощной и сельскохозяйственной продукции, текстильной, ковроткацкой, обувной и кожгалантерейной, экологически безопасной химической, фармацевтической, пищевой, электротехнической промышленности, машиностроения и автомобилестроения, производства строительных материалов и в других направлениях.

Еще одним из направлений свободных экономических зон является создание научно-производственных центров по стандартизации, сертификации и маркировке производимой продукции в соответствии с международными стандартами и с принятием мер по обеспечению международного признания их решений.

Следует отметить, что преимуществом новых свободных экономических зон в Узбекистане является их удобное расположение, т.е. близость к обширным рынкам сбыта крупных городов республики и соседних государств, а также наличие в регионах минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов, кадрового и предпринимательского потенциала и др.

Вместе с тем, особенностями вновь созданных свободных экономических зон являются те беспрецедентные льготы и преференции, которые предусмотрены в Указе Президента Республики Узбекистан для резидентов зон. Это особые налоговый, таможенный и валютный режимы.

Более того, участники СЭЗ освобождаются от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) на завозимое сырье, материалы, и комплектующие изделия в части продукции, направленной на экспорт на весь период деятельности свободных экономических зон (30 лет с возможностью его последующего продления), имеют право осуществлять в пределах зон расчеты и платежи в иностранной валюте, оплачивать в иностранной валюте поставку товаров и услуг со стороны других хозсубъектов-резидентов республики, а также использовать удобные условия, формы оплаты и расчетов за экспорт и импорт.

Таким образом, в новых свободных экономических зонах учтены все возможные факторы, содействующие привлечению иностранных и местных компаний для организации производственного бизнеса и их успешного развития.

Пресс-служба Посольства Республики Узбекистан в Кыргызской Республике.

ПОДЕЛИТЬСЯ
!!!
Дата публикации: 28.04.2017