lotype of industrial kyrgyzstan marginbottom10

Темир Сариев: В планах правительства КР – обеспечить стабильность, вернуть доверие и создать новые возможности

SAB_7632Премьер-министр Кыргызстана уверен: у республики есть все шансы обеспечить реальный темп роста экономики до 5,2% и начать проекты по индустриализации страны. Об этом глава правительства заявил в эксклюзивном интервью бизнес-журналу «Индустриальный Кыргызстан».

– Темир Аргембаевич, в 2015 году многие страны мира пережили экономический шок. Правительство КР разработало антикризисную программу. Могли бы Вы рассказать о ее основных положениях? Насколько она работает и какой дает эффект?

– В конце 2014 и начале 2015 годов наблюдался спад экономики практически во всем мире. Было понимание того, что общее замедление экономики стран торговых партнеров, укрепление курса доллара по отношению к другим валютам сильно повлияют на развитие экономики нашей страны. Указом президента КР 2015 год был объявлен Годом укрепления национальной экономики, в связи с чем правительство разработало Антикризисный план действий.

В плане было предусмотрено около 40 комплексных антикризисных мер, которые направлены на обеспечение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации.

Данные меры позволили удержать падение экономики, и за 11 месяцев 2015 года рост ВВП составил 3,6%. Без учета «Кумтора» темп прироста ВВП составил 3,8%, за соответствующий период 2014 года аналогичный показатель составлял 4,8%.

SAG_2684Показатель роста ВВП на текущий момент является самым высоким среди стран, входящих в Евразийский экономический союз. В России – снижение на 3,7%, в Белоруссии – на 4%, в Казахстане – замедление роста до 1%, в Армении – рост на 3,3%.

Уровень инфляции, несмотря на увеличение обменного курса валюты и повышение таможенных тарифов, составил всего 2,3% к декабрю 2014 года. Для сравнения: в России по состоянию на начало декабря зафиксирован уровень инфляции – 12,5%, в Казахстане – 12,3%, в Белоруссии – 10,1%, в Таджикистане – 4,2%.

Кроме того, приток прямых иностранных инвестиций за 9 месяцев 2015 года, в сравнении с аналогичным периодом 2014 года, увеличился в полтора раза и составил 642 млн долларов.

В этом году энергетическая отрасль сделала важный шаг к обретению энергонезависимости. Завершено строительство линии электропередачи 500 кВ «Датка-Кемин» и ПС 500 кВ «Кемин» общей стоимостью 389,8 млн долларов.

Также в рамках реализации Антикризисной программы правительства ведутся работы по поддержке малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек. Сейчас рассматривается вопрос освобождения от проверок на 3 года новых предпринимателей, уменьшения срока контрольной проверки до одного дня, отмены налога с продаж с облагаемых поставок (за исключением сотовой связи), с экспортных поставок и поставок вне территории КР, а также вопрос повышения действующего регистрационного порога НДС.

В целях продвижения отечественных товаров на внешние рынки (швейная и сельскохозяйственная продукция, производимая на территории Кыргызской Республики) подписаны соглашения с крупными потребителями стран-членов ЕАЭС.

Кроме того, планируется предоставление поддержки сельхозпроизводителям в виде льготных кредитов на развитие аграрного сектора, строительство 10 предприятий по технологически организованному убою скота и первичной переработке мяса, создание региональных центров агротехнического обслуживания и поддержания сельскохозяйственной техники, стимулирование и поддержка внедрения технологии капельного орошения и многое другое.

На базе опорных городов предполагается создание логистических центров международного уровня.

В этом году для оптимизации бюджетных расходов, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении бюджетных обязательств введен мораторий на увеличение штатной численности госорганов, финансируемых за счет республиканского бюджета.

Для социальной поддержки уязвимой части населения повышен средний размер пенсии, а также заработная плата учителей и негосударственных служащих.

Конечно, мы постоянно ведем мониторинг по выполнению антикризисного плана и при этом большое значение придаем проведению информационно-разъяснительных мероприятий, информируя широкий круг бизнеса, общественности и населения. 

ОТ БЮРОКРАТИИ К РАЗВИТИЮ

– Что планируется осуществить в ближайшее время, в среднесрочной и долгосрочной перспективе?

– Текущий этап развития страны осуществляется в рамках реализации Национальной стратегии устойчивого развития на период 2013-2017 годов. Сегодня страна готовится к воплощению следующей фазы, подразумевающей динамично развивающуюся экономику и постоянно растущие доходы населения. На предстоящем этапе развития необходимо учесть наличие внешних факторов риска, главным образом связанных со снижением темпов экономического роста в мире и на пространстве ЕАЭС. Должен быть найден собственный вариант развития с опорой на уникальные возможности, характерные для нашей страны.

Правительством до 2017 года запланирована реализация 77 национальных проектов на общую сумму около 11 млрд долларов. На сегодняшний день завершено полностью 23 проекта стоимостью 692 млн долларов. Также 45 проектов находится в стадии реализации, а два проекта – на начальном этапе реализации. Кроме того, в настоящее время изыскиваются средства для осуществления еще 13 проектов.

SAG_1277Стоит особо обозначить, что инфраструктурные проекты были одной из главных тем встречи с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяна в ходе моего недавнего визита в Китай. Кроме этого, Кыргызстан намерен активно сотрудничать с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.

В качестве планов правительства в среднесрочной перспективе рамках 11 приоритетных направлений программы правительства «Стабильность, доверие и новые возможности» можно назвать мобилизацию исполнительной власти. Важно в сжатые сроки сформировать доверие общества, бизнеса, населения к новому составу органов исполнительной власти. Будет усилена эффективность планирования работы государственных органов, мониторинг реализации принятых решений, контроль за дисциплиной и качеством работы.

Необходимо значительно сократить внутреннюю бюрократию и излишний документооборот. Для повышения мотивации государственных служащих и их кадрового потенциала будет в кратчайшие сроки запущена работа Государственной ипотечной компании, которая призвана охватить в первую очередь учителей, врачей и государственных служащих.

В краткосрочной перспективе основной акцент будет сделан на политику стимулирования экономического роста, а не только удержания инфляции. Правительство обеспечит сбалансированность государственных финансов и сохранит на контролируемом уровне дефицит государственного бюджета.

Необходимо формирование новой, сбалансированной валютной политики, направленной на поддержание экспорта национальной продукции и поддержку на устойчивом уровне внутреннего спроса. Также в целях страхования инвестиционной деятельности предлагается создать Государственную страховую компанию.

SAG_5452В 2016-2017 годах приоритет будет отдан альтернативной дороге Север – Юг, кольцевой дороге вокруг озера Иссык-Куль, объездной трассе Бишкек – Кара-Балта, реабилитации и модернизации дорог в областных центрах и малых городах и обновлению аэропортов «Манас», «Ош», «Тамчи».

Для комплексного развития регионов потребуется формирование точек, ступеней регионального экономического роста. Правительство приступило к разработке национальной программы, целью которой является концентрация экономической активности вокруг пилотных городов.

Примыкающие к городам сельские населенные пункты должны иметь возможность поставлять готовую сельхозпродукцию на территории логистических центров. Весь процесс должен работать по схеме «поле-город-экспорт». В ближайшие два года технологией капельного орошения будет охвачено около 1 000 га земли. Планируется финансирование строительства по республике около 1 000 теплиц, будут изысканы средства для государственной финансовой поддержки племенных и семеноводческих хозяйств, восстановление и строительство новых ирригационных объектов.

В рамках реализации программы правительства идет работа по преобразованию Фонда государственного имущества в Национальную управляющую компанию. Целью компании станет эффективное управление стратегическими предприятиями. В энергетике будет создан Национальный энергетический холдинг. Надо решительно пойти на сокращение государственного участия в экономике. Для этого все государственные предприятия необходимо либо ликвидировать, либо преобразовать в АО с дальнейшей их приватизацией.

Основополагающей задачей является укрепление государственности, обеспечение законности, порядка, национальной и общественной безопасности. Правительство должно продолжить интенсивную работу по обеспечению территориальной целостности и нерушимости государственных границ.

Кроме того, нужно вернуть доверие общества к правоохранительным органам. Требуются глубокие реформы правоохранительной системы в целом. ДПС будет кардинально изменена и преобразована в Патрульную милицию. В практику работы новой службы будет внедрено обязательное использование портативных видеорегистраторов, что позволит дисциплинировать сотрудников и участников дорожного движения. Будут сведены к минимуму случаи изъятия водительских удостоверений благодаря реализации проекта «Безопасный город», в рамках которого запланировано внедрение автоматизированных систем контроля за дорожным движением в ключевых городах.

В качестве прогноза могу сказать, что бюджет 2016 года будет направлен на индустриализацию. Доля реального сектора в бюджете составляет 34,9%, в прошлом году этот показатель был равен 30,2%. Иными словами, бюджет 2016 года направлен на развитие промышленности и реального сектора экономики в целом. Таким образом, мы берем направление на индустриальное развитие.

Если сможем реализовать запланированные мероприятия, в 2016 году появится возможность обеспечить реальный темп роста экономики до 5,2%.

ИНТЕГРАЦИЯ ПОШЛА НА ПОЛЬЗУ

– В 2015 году Кыргызстан стал полноправным членом в Евразийском экономическом союзе. Каковы предварительные результаты интеграции?

– Вхождение Кыргызстана в ЕАЭС совпало с общемировым кризисом, связанным с падением цен на энергоносители, политикой санкций ряда стран в отношении России, укреплением доллара США.

Естественно, кризис затронул и нашу экономику. Вместе с тем, необходимо отметить, что в случае невхождения в ЕАЭС влияние кризиса на нашу экономику было бы намного сильнее. Вступление в экономический союз и выход на единый рынок, наоборот, сгладило ситуацию, и сегодня мы имеем положительный рост в экономике.

Объемы поступления прямых иностранных инвестиций из стран СНГ в сравнении с январем-сентябрем 2014 года увеличились в 3,5 раза, при этом из России – в 7,8 раза, из Казахстана их приток, напротив, сократился на 53%.

Удельный вес стран ЕАЭС в общем объеме внешнеторгового оборота Кыргызской Республики составляет порядка 40%. Самый большой удельный вес в товарообороте Кыргызской Республики занимает Российская Федерация – 26,8%, далее, Казахстан – 11,7%, на Беларусь приходится 1,6%.

Как показывает опыт, рост экономики за счет торгового эффекта от вступления в общий рынок достаточно быстро исчерпаем. Поэтому необходимо подключать более действенные и долгосрочные факторы для роста и развития, и в первую очередь это промышленное сотрудничество. В этих целях страны ЕАЭС приняли «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза».

Одним из ключевых направлений сотрудничества определено углубление промышленной кооперации. Ее планируется осуществлять за счет разработки и реализации совместных проектов, повышения локализации действующих сборочных производств, развития субконтрактации.

Сегодня между странами ЕАЭС уже созданы и действуют совместные производства, объем накопленных взаимных инвестиций составляет  23,98 млрд долларов. Из них, по данным Евразийского банка развития, в Армению поступило $2,21 млрд, в Беларусь – 7,93 млрд, в Казахстан – 9,33 млрд, в Кыргызстан – 1,15 млрд, в Россию – 3,36 млрд долларов.

Также в качестве положительных результатов можно отметить, что вступление Кыргызстана в ЕАЭС дало отмену квотирования и обязательного разрешения на работу трудовым мигрантам. Увеличен срок временного пребывания трудящихся – мигрантов и членов их семей – на территориях государств ЕАЭС без регистрации до 30 суток. Государства-члены не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда. Социальное обеспечение (соцстрахование, кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства.

Принято решение Совета ЕЭК об отмене санитарного и фитосанитарного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы.

SAB_3539В рамках выделяемых Россией 200 млн долларов проведены необходимые мероприятия по оснащению таможенных постов, пунктов пропуска и лабораторий необходимым оборудованием, соответствующим стандартам Евразийского экономического союза, таких как «Манас», «Ош», «Торугарт», «Иркештам».

Начал функционировать Кыргызско-Российский фонд развития для адаптации экономики с капиталом в 1 млрд долларов. Фонд будет осуществлять финансирование самоокупаемых проектов в приоритетных секторах экономики Кыргызстана: агропромышленном комплексе, швейной и текстильной промышленности, обрабатывающей, горнодобывающей и металлургической промышленности, транспорте, жилищном строительстве, торговле, развитии предпринимательства и инфраструктуры.

В соответствии с принятыми нормами законодательства ЕАЭС значительно упростилось перемещение грузов из стран-участников союза, согласно которым исключена процедура досмотра и оформления грузов, импортируемых из стран-участников ЕАЭС. 

Экспортеры отечественной сельскохозяйственной продукции также отмечают упрощение процедуры экспорта сельскохозяйственных товаров в Казахстан. Изменилась специфика ведения налогового контроля в целом на импортируемые товары.

ДОВЕРИЕ РАСТЕТ!

– В СМИ была информация о том, что впервые за все время независимости КР отмечается позитивная динамика доверия населения к органам исполнительной ветви власти…

– Для определения настроения населения в вопросе его отношения к деятельности государственных органов исполнительной власти и органов МСУ рассчитывается Индекс доверия населения (ИДН). Данный индекс складывается из трех компонентов: личное доверие населения государственным и муниципальным органам; личная удовлетворенность населения деятельностью госорганов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики и уровень коррупции в оцениваемых органах с точки зрения респондента. Необходимо отметить, что последний индекс рассчитывается с 2015 года и отражает мнение населения об уровне коррупции в отдельно взятом государственном органе.

В целом оценка гражданского общества справедлива, но имеет место фактор влияния неполной информированности общества о работе государственных органов и непрозрачности их деятельности на ИДН. Большая часть опрошенных граждан слабо владеет информацией вообще либо мало информирована о деятельности отдельно взятого государственного органа.

 Наибольшее значение для населения имеют вопросы и обращения социального характера, т. е. вопросы социальной поддержки, социальных компенсаций, выплат, льгот и т. п., в связи с чем государственные органы, работающие в непосредственном контакте с населением (органы МСУ, районные администрации, министерства образования и здравоохранения, социальный фонд), имеют более высокие показатели ИДН.

Поэтому существует необходимость дальнейшего совершенствования методики расчета индекса доверия, привлечения к оценке деятельности органов Общественных советов, с учетом обращений граждан, общественных организаций и хозяйствующих субъектов.

Результаты расчета ИДН по первому полугодию 2015 года свидетельствуют о повышении уровня доверия к органам исполнительной власти, составив 18,5 пунктов, что на 3,8 пункта выше показателя 2014 года.

При этом Индекс личного доверия вырос до 28,6, Индекс оценки деятельности остался практически на том же уровне – 18,1, Индекс коррупции положительный и составляет 8,7. Такие показатели свидетельствуют о том, что доверие населения в целом растет, и граждане положительно относятся к проводимой правительством политике. Но среди населения также существует мнение, что коррупция мешает улучшению имиджа некоторых государственных органов.

– А каковы позиции Кыргызстана в международных рейтингах?

– Из 51 рейтинга в двадцати Кыргызстан занимает лучшие позиции и входит в 50 процентов стран с наилучшими показателями по таким направлениям, как экономика, политика, здоровье, образование, общество, окружающая среда, технологии и инновации:

Индекс экономической свободы – 85 место в 2014 году из 178 стран (89 место в 2012 году); Индекс глобальной конкурентоспособности – 102 место в 2015-2016 годах (106 место в 2014-2015 годах); Индекс восприятия коррупции – 136 место в 2014 году из 174 стран (в 2013 году – 150 место); Индекс свободы прессы – 97 место в 2014 году из 180 стран (106 место в 2013 году); Индекс легкости ведения бизнеса – 67 место в 2015 году из 189 стран (68 место в 2014 году), в частности по компонентам: по регистрации собственности – 6 место в 2015 году (7 место в 2014 году); по получению разрешений на строительство – 20 место в 2015 году (21 место в 2014 году); по получению кредитов – 28 место в 2015 году (36 место в 2014 году).

СТАБИЛЬНОСТЬ – ЗАЛОГ УСПЕШНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

SAG_2684– Одним из значимых достижений страны к концу года стало присвоение Кыргызстану крупным рейтинговым агентством Moody’s суверенного кредитного рейтинга В2. Какие преимущества дает данный рейтинг?

– В декабре 2015 года рейтинговое агентство Moody’s впервые присвоило Кыргызской Республике рейтинг B2 с прогнозом «стабильный».

Я хотел бы пояснить, что суверенный кредитный рейтинг – это одно из важных условий для привлечения долгосрочных иностранных инвестиций, это своего рода показатель экономической надежности для инвесторов и кредиторов, оценка кредитоспособности. Присвоение рейтинга уровня В2 с прогнозом «стабильный» свидетельствует о том, что рейтинговое агентство оценило возможности нашей страны как «середнячка», и для Кыргызстана это довольно высокий уровень.

Это в первую очередь отразится на инвестиционном климате в республике, позволит государству размещать на мировых рынках капитал, долговые обязательства и привлекать финансы.

Что он дает? Во-первых, страновой кредитный рейтинг позволяет оценить риск и определить ставку вознаграждения, а во-вторых, он в целом показывает инвестиционную привлекательность страны. В нашем случае мы аргументируем, что Кыргызстан может, но не планирует идти на международные финансовые рынки, выпускать страновые облигации и занимать кредиты, а мы хотели бы, чтобы к нам приходили инвесторы. В свою очередь инвесторы, перед тем как приехать, будут думать, насколько подвержена рискам та или иная страна.

У нас последние несколько лет очень большое внимание уделяется ставкам по кредитам, то есть на самом деле у нас они намного выше, чем в других странах, даже в соседних. Почему? Это не потому что банки, микрофинансовые компании пытаются получить максимальную прибыль, тут такой механизм, что они сами тоже должны эти деньги привлекать на внешних рынках, и для них эти деньги привлекаются дорого. Поэтому отсутствие суверенного кредитного рейтинга приводит к тому, что иностранные инвесторы по умолчанию закладывают максимально возможный страновой риск в рисковую премию, тем самым максимально увеличивая процентную ставку.

Но в то же время потребуется дисциплина со стороны правительства в плане продвижения реформ. Теперь отклонения от установленных программ и целей будут отражаться в оценке нашей страны со стороны рейтинговых агентств. Увеличение притока инвестиций означает, что мы должны бережно относиться к инвесторам.

ПОДЕЛИТЬСЯ
!!!