lotype of industrial kyrgyzstan marginbottom10

Бюджет Кыргызстана: особое внимание – социальному сектору

В конце ноября 2016 года парламент Кыргызстана одобрил бюджет республики на 2017 год. Спустя месяц, 23 декабря, принятый закон «О бюджете на 2017 год и прогнозе на 2018-2019 годы» подписал президент КР Алмазбек Атамбаев. Документ, обсуждение которого началось еще в августе прошлого года, не принёс особых сюрпризов.

Как и в прошлые годы, бюджет оказался дефицитным. По прогнозам министерства финансов Кыргызской Республики, разница между доходной и расходной частью будет составлять 23,3 миллиарда сомов (относительно показателя ВВП сумма составит 4,7 процента). В 2017 году государство рассчитывает получить в качестве доходов 126,8 миллиарда сомов. Расходная часть составит 150,1 миллиарда сомов.

Традиционно доходная часть бюджета будет складываться из четырёх основных параметров: поступлений от налогоплательщиков, финансовой помощи иностранных доноров (грантов и займов), прибыли от добычи и производства драгметаллов (львиную долю поступлений ежегодно обеспечивает предприятие «Кумтор») и денежных переводов мигрантов, находящихся на заработках в России. Что может негативно сказаться на уменьшении доходной части бюджета? Говоря о налоговых сборах, стоит помнить, что «деньги любят тишину». Соответственно, если в стране не разразится очередной политический кризис, который обычно влечёт за собой череду рейдерских разборок, этот сектор экономики не столкнётся с негативными сценариями развития событий. Положительно отразиться на увеличении налоговых сборов может начавшаяся в республике реиндустриализация. Пускай и минимальными темпами, но в стране приступили к созданию новых производственных мощностей. Так, в январе 2017 года в Чуйской области открылась фабрика по производству текстиля. Идет активная работа по укрупнению и модернизации фермерских хозяйств. Увеличивается пакет проектов, финансируемых Российско-Кыргызским Фондом Развития. Если говорить о горной металлургии, то абсолютное большинство денежных поступлений будет осуществляться, как уже было сказано выше, за счет «Кумтора». И наконец, мигранты: благодаря вступлению Кыргызстана в Евразийский Экономический Союз наши соотечественники, находящиеся на заработках в России, получили возможность наравне с россиянами и гражданами других стран, входящих в ЕАЭС, устраиваться на работу в государствах-членах объединения. Изменения в трудовых взаимоотношениях между странами отразились и на объёмах денежных переводов в Кыргызстан. Если в 2014-2015 годах суммарный объём переводов заметно снижался, то в 2016 году показатель выровнялся и вновь взял курс на увеличение.

Что касается таких показателей, как рост ВВП, то бюджет предусматривает увеличение этого порога с 2,7 до 2,9 процента по сравнению с 2016 годом. Своё слово в экономике Кыргызстана скажет и инфляция. В течение года, по оценкам специалистов, цены вырастут в среднем на 5,6 процента. Кстати, при планировании бюджета на 2017 год в Минфине за основу традиционно взяли плавающий курс доллара США. Финансовый план подготовили из расчета, что в 2017 году американская валюта будет стоить не дороже 72,7 сома за один доллар.

На здоровье?

Немаловажно отметить, что финансирование основных бюджетных статей останется на прежнем уровне. Существенную часть средств из госказны направят в соцсектор. Почти полмиллиарда сомов пойдёт на закупку для школ республики учебников, компьютеров, мебели и обеспечение образовательных учреждений оборудованием цифрового телевещания и Интернетом. Всего на образование в Кыргызстане планируется выделить порядка 36 миллиардов сомов. Незначительно увеличатся расходы государства на силовой блок – с 10,2 до 10,4 миллиарда сомов.

– Как и ранее, большую часть бюджета 2017 год занимает социальный сектор — объёмы его финансирования составят около 50 процентов от общей суммы расходов, – отмечает премьер-министр КР Сооронбай Жээнбеков. – Также работа правительства страны будет направлена на поддержание макроэкономической стабильности и обеспечение устойчивого экономического роста.

Помимо соцсектора правительство считает приоритетным инвестирование средств в энергетический сектор, строительство и реконструкцию автодорог стратегического значения Север-Юг-2. К этой же категории можно отнести завершение реконструкции столичной ТЭЦ и реабилитацию Токтогульской ГЭС.

На финансирование по статье «Капитальные вложения» из внутренних источников в 2017 году предусмотрено 2,9 миллиарда сомов, из которых дополнительно 250 миллионов сомов будут направлены на строительство четырёх новых лабораторий и ремонт 13 действующих зональных центров ветеринарной диагностики, отвечающих требованиям ЕАЭС. На ремонт автодорог в районных центрах бюджетом предусмотрено 750 миллионов сомов.

Прожиточный минимум в Кыргызстане в 2017 году увеличится менее чем на 10 процентов – с 5 240 до 5 554 сомов, равно как и размер средней зарплаты по стране – с 14 350 до 15 420 сомов (по сравнению с 2016 годом показатель вырос на 7,5 процента).

Пора рассчитываться

Говоря о расходной части бюджета, нельзя не обратить внимание ещё на один пункт: внешний долг государства. С 2006 года этот показатель в Кыргызстане увеличился вдвое и приблизился к опасной отметке – 60 процентам от ВВП государства. В связи с чем в сентябре 2016 года с предостережением и призывами приступить к бюджетной консолидации и сокращению дефицита выступил Международный валютный фонд (МВФ). Однако в Минфине КР пессимистичных настроений иностранных экспертов не разделяют: специалисты финансового ведомства уверены – Кыргызстан еще не достиг пороговой отметки.

— Кыргызская Республика классифицируется как страна с устойчивым госдолгом. Пока этот показатель не превысит 60% от ВВП, Кыргызстан может привлечь еще 500 миллионов долларов. На данный момент он составляет 57,2%, — комментирует ситуацию начальник управления государственного долга Минфина КР Бакыт Сыдыков.

По данным ведомства, с 1 января 2017 года в Кыргызстане вступил в силу Бюджетный кодекс, который отменил «правило 60 процентов». Отныне, согласно документу, объем госдолга к ВВП будет рассчитываться в соответствии с международной практикой.

— По международным стандартам есть три ограничения. Объём госдолга к ВВП по приведенной стоимости в международной практике — 37,8 процента (государственный долг КР по этому показателю сейчас составляет 33 процента); объём внешнего долга к доходам бюджета: международный стандарт — 250 процентов, у Кыргызстана — 170; сумма обслуживания госдолга к расходам бюджета: международный стандарт — 20 процентов, у Кыргызстана — 8. У нас есть возможность получить и обслужить ещё порядка 500 миллионов долларов, — поделился своими мыслями на итоговой пресс-конференции в конце декабря 2016 года министр финансов КР Адылбек Касымалиев.

По данным Минфина КР на 31 октября 2016 года, размер государственного долга Кыргызстана составил 4,093 миллиарда долларов США. Из них 3,780 миллиарда составляет государственный внешний долг, а 309 миллионов долларов – внутренний.  На сегодняшний день Кыргызстан больше всего должен Экспортно-импортному банку Китая – почти 1,5 миллиарда долларов. На втором месте – Всемирный банк с 0,8 миллиарда долга. Далее идет Азиатский банк развития – 0,57 миллиарда долларов, Российская Федерация – 0,27 миллиарда, и Японское агентство международного сотрудничества — 0,263 миллиарда долларов. Безусловно, доноры неохотно идут на списание средств должникам, однако не обходится и без исключений: Кремль регулярно помогает официальному Бишкеку «латать дыры» в бюджете. За последние несколько лет Москва перечислила Кыргызстану десятки миллионов долларов. Более того, в 2012 году Владимир Путин и Алмазбек Атамбаев подписали соглашение, предусматривающее поэтапное списание внешнего долга перед Россией. И этот документ уже вступил в силу: в 2016 году Москва списала первые 30 миллионов долларов задолженности. Планируется, что до 2026 года долг Кыргызстана перед РФ – порядка 270 миллионов долларов США – будет списан полностью.

Однако поблажки со стороны Москвы не означают, что Кыргызстану можно расслабиться и не планировать расходы, связанные с обслуживанием госдолга и погашением основных сумм. По словам министра финансов Касымалиева, пик выплат по внешним долгам придётся на период с 2024 по 2031 годы. Ежегодно только на обслуживание этой статьи расходов у Кыргызстана будет уходить по 250-300 миллионов долларов.

ПОДЕЛИТЬСЯ
!!!